Функциональная
грамотность школьников: что это и как ее развивать
Современный мир требует переосмысления
педагогических подходов в обучении школьников. Все чаще высказываются мысли о
необходимости развивать у школьников функциональную грамотность. Разберемся, в
чем ее ценность и какие инструменты применять педагогам.
Что такое функциональная грамотность
Понятие функциональной грамотности
школьников появилось в 1970-е годы и подразумевало совокупность навыков чтения
и письма для решения реальных жизненных задач. За следующие 40 лет
функциональная грамотность в обучении и развитии школьников приобрела большую значимость,
чем базовая. Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор качества
образования. Одних академических знаний в жизни теперь недостаточно. Акцент
смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных
ситуациях. Отличительные черты школьника с развитой функциональной
грамотностью: · успешно решает разные бытовые проблемы; · умеет общаться и
находить выход в разнообразных социальных ситуациях; · использует базовые
навыки чтения и письма для построения коммуникаций; · выстраивает межпредметные
связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с
разных сторон. Способность давать оценку ситуации и использовать полученные
знания на практике не формируется за один урок, процесс повышения функциональной
грамотности логично встроен в учебную программу нескольких лет.